A Travellerspoint blog

Off topic: Inside of Microelectronic Science

Clean-room and Microscopic Lab photo-visit

Пока новых путешествий не случилось, поэтому расскажу-ка я о закромах электронной промышленности и микроструктурной диагностики. Ведь не всегда ж путешествовать, надо и делом иногда заниматься;)

• Итак, транзисторы сейчас повсюду - внутри мобильных телефонов, в микроволновых печах, стиральных машинах и прямо за монитором, на котором вы читаете этот текст. И как все микрокомпоненты современной электроники, транзисторы производятся в clean-room manufacturing facilities и исследуются в комплескной паре AFM & SEM. А можно поконкретнее - попросите вы, проявив любопытство. Пожалуйста.

Clean room, чистая комната - специальное помещение со стабильно поддерживаемой на минимальном уровне концентрацией грязевых агентов - пыли, бактерий, аэрозолей. То есть комната с очень чистым воздухом (не путать со "свежим горным воздухом", это не одно и то же). В такой атмосфере можно формировать полупроводниковые микроструктуры, не боясь запачкать их частичками своего же отмершего эпидермиса.

Попасть в clean-room - это целое дело.
Сначала надо надеть комбинезон, шапочку, маску, перчатки и бахилы.

Потом наступить на специальный липкий коврик, чтоб пыль с подошв отстала.

Затем аэрошлюз, в нём идёт циркуляция и фильтрация воздуха.

Открывать дверь нельзя, пока не загорится зелёная лампочка, сигнализирующая о приемлемой очистке шлюза.

Вот и clean-room, чистое помещение. С фотокамерой всё впорядке, просто это специальное технологическое освещение - жёлтый спектр не взаимодействует с фоточувствительными масками и литографическими химреагентами.

По стандарту US FED STD 209E класс чистоты этого клинрума равен 100, что означает в кубическом футе воздуха здесь содержится не больше ста пылевых частиц размером до 0,5 микрометра. В обычной комнате даже после самой тщательной уборки (с веником и шваброй) таких пылинок не меньше десятка миллионов на куб. метр.

Я сразу же вооружился пульверизатором-промывателем:).

Hlavni vypinac - главный выключатель - отличается внушительным размером и жёлто-красной расцветкой.

Шкафчик с химреактивами.

Образцы для исследований выглядят по-разному.

Посмотрим на галий-нитридную транзисторную структуру в микроскоп.

Что же мы там увидим?

А увидим исследуемый полевой транзистор с т-образным профилем затвора. Зазор между стоком и истоком - 5 микрон. Их производят в этом клин-руме методом фото-литографии.

В соседней комнате лаборатория микроскопических исследований. Там располагаются друзья и помощники физиков-експериментаторов - АСМ и РЭМ.

• АСМ (он же AFM) - атомный силовой микроскоп, срециальной супер-острой иглой сканирует неровности поверхности образцов в нанометровых масштабах.

Иголочки с радиусом острия 10 нанометров расположены на краях специальных держателей-кантиливеров, вот они. Стоимость одного кантиливера - минимум 40 евро.

Тихо, идёт сканирование!

Результат - трёхмерная морфология поверхности. Это мои образцы тонкоплёночных сульфидов.

• РЭМ (он же SEM) - растровый электронный микроскоп. На образец направляется пучок электронов, специальным детектром фиксируются вторичные электроны, рассеявшиеся от поверхности. Прибор крайне востребован в институте - действует онлайн-расписание работы, очередь надо занимать за дней 10-12.

Ну а картинки получаются просто прелестные. И снова до нанометровых размеров - увеличение 20 000 000 крат. Так мы получаем возможность видеть то, что принципиально невозможно увидеть с помощью обычного света. Точнее не видеть, а щупать электронным лучом.

А ведь я ещё в шестом классе понял, что физика - это здорово!

Posted by Eugene.B 13:15 Archived in Slovakia Comments (5)

Crimean Adventures Anthology

Crimea hiking 2003-2013 overview. Winter Crimea (15-17.02.2013)

10 лет назад мне впервые довелось сходить в настоящий поход.
10 лет назад мы в первый раз зашагали по крымским горам, нагруженные рюкзаками с палатками и запасом еды на пять походных дней.

Каждый год с тех пор майские праздники проходили исключительно в Крыму, в самых близких и доступных горах. Шумной компанией, сплоченной желанием провести несколько дней среди буковых лесов и каменистых плоскогорий-яйл.

Состав всегда варьировался – от 9 участников (2011) до 16 человек (2006), кто-то появлялся лишь на один раз, а кое-кто отходил все десять сеансов (Серёжа;)).

Продолжительность похода бывала разной – минимум 4 дня (2005 и 2011), максимум 8 дней (2010). Длина маршрута соответственно составляла от каких-то 35 км до внушительных 120 км.

Каждый раз мы с нетерпением ждали апреля, чтоб начать подготовку, чтоб внимательно скомпоновать меню и расписать продуктовую раскладку, чтоб распределить места в палатках и общественное снаряжение в рюкзаках, чтоб обязательно затянуть с покупками билетов на поезд. Каждый раз ждали начала этого веселья.

И теперь просто пересматривая фотографии, можно пройтись по воспоминаниям и нашим линиям жизни, удивляясь и улыбаясь самому себе, тому который 3-7-9 лет назад стоит там, в горах, и фотографируется не подозревая ни о чём.

И пусть мы повырастали из крымского формата. Пусть разъезжаемся и строим майские планы на другие места – Италия, Голландия, Будапешт, Прованс.

Но конечно, мы вернёмся туда когда-нибудь, чтоб сызнова прошагать по Чатырдагу, подняться на Тирке по заснеженному северному склону, чтоб заблудиться в туманах Караби и Демерджи, чтоб свесить ноги с обрыва над Едыфлёр, чтоб выйти к морю восточнее Рыбачьего.
Такое себе Братство Крымца.

А ещё с 2008 года появилась традиция зимнего альпинистского выезда в Крым.

Этот февраль не стал исключением.
На сей раз маршрут наш пролегал по Северной Демерджи с подъёмом на перевал Диплис и спуском в районе перевала Сарпа-Кая.

Погода выдалась совсем не зимняя. И снега совсем не было. А подснежники были - парадокс!

На первой ночёвке даже у костра посидели.

А потом глубокой ночью среди всеобщей темноты в нас начали пробуждаться архетипы и извергаться пещерной живописью на ближайшей скале:).

Без снега восхождение оказалось довольно простым, мы расчитывали на более суровые условия.
Над пропастью в Крыму.

Попробовали вылезти на вершину гребня, так сказать, оседлать скальное ребро. Но не хватило задора и скальных туфлей.

Повыше - покруче. Кое-где пришлось провесить перильную верёвку.

Выход на перевал.

На высоте 1250 хозяйничают лёд, ветер и мгла.

Заблудились и заночевали.

А утром нашлись и спустились.

Фото на память. Прекрасно расслабились! До встречи, Крым.

Posted by Eugene.B 01:51 Archived in Ukraine Comments (2)

French Holidays. Part 2 - Charming Paris

French capital city visit (11-12.01.2013)

Ночной поезд Шамони-Париж прибыл в 6:30 утра.

Париж понравился с перрона – на перроне располагалось пианино и каждый мог сесть и помузицировать вдоволь. Моментом воспользовался мужчина, он отложил свои чемоданы и сыграл, ну допустим, Дебюсси или Мориса Равеля, неважно. Главное, это было вдохновенно и чарующе – мелодия отражалась от крыши и эхом звучала среди пустых ещё платформ безлюдного в столь ранний час вокзала.

Ночь уходит вдоль набережной Сены. Париж потихоньку просыпается.
Остров Ситэ. Нотр-Дам-де-Пари. В предрассветных сумерках тают призраки былых веков, в этом году собор отмечает 850-летие.

Лувр. Там, внутри, ещё спят произведения искусства последних тридцати веков, от египетских саркофагов и древнегреческой Ники Самофракийской до «Свободы, ведущей народ» Эжена Делакруа. Я не стал беспокоить их своим визитом и просто прошёлся по двору Наполеона вокруг луврских стеклянных пирамид.

Фонари гасят ровно в восемь утра. В некоторых окнах можно разглядеть картины в позолоченных рамах.

Кофе и круассан – раздутый стереотип или вправду аутентичный французский завтрак?

А вот и она, показалась над крышами. Кратчайшим путём, не выпуская из виду, направляюсь к la tour Eiffel.

Она представлялась мне более стройной, более стремительной, а оказалась такой коренастенькой.

Очень трудно не поддаться гипнотической тяге, желанию сфотографироваться с башней. Я, например, не справился с собой и щёлкнулся на фоне.

Наверх я тоже не собирался подниматься, к тому же очередь на лифт уже с самого утра немаленькая. Но тут оказалось, что в соседней юго-восточной ноге башни открыта лестница и желающих идти пешком вообще нет. Так что вперёд и вверх!
Сквозь стальные сети конструкции просматривается солнечная парижская панорама.

Видно всё - Триумфальную арку, бизнес-район Дефанс, базилику Сакре-Кёр на холме Монмартр.

Продолжаем прогулку. Неизбежные сравнения. Эспланада Инвалидов напомнила венские просторы перед габсбургскими дворцами.

Итальянские предчувствия от оконных ставней.

Что-то от барселонского района Эщампле, наверное, за счёт обилия платанов.

Парижане.

Велосипед здесь равноправная часть городского транспортного потока.

В Париже меня встречала Марион.

Вместе мы наблюдали бурный закат на площади Согласия.

Прохаживались по многолюдным Елисейским полям под январским дождём.

Рассматривали город с холма Монмартр.

И просто бродили по вечерним улицам.

Уже за полночь мы вышли на берег канала Сен-Мартен. Ещё несколько часов и настанет утро, я сяду на скоростной поезд Париж-Лион, а пока мы рассматриваем зеркальные отражения в чёрной воде и договариваемся о следующей парижской встрече.

Posted by Eugene.B 01:45 Archived in France Comments (0)

French Holidays. Part 1 - The Alps

Mountain skiing at Chamonix valley (6-10.01.2013)

Приятно начинать год с насыщенной поездки, с открытия новой для себя страны, с ярких переживаний и долгожданных встреч.

Эта страна как-то ускользала от моего тревел-внимания, хотя и приближалась в плотную. Я стоял на испанско-французской границе в Пиренеях, прислушивался к французской речи, мелькавшей среди фландрийского многоголосья в Бельгии, познакомился со множеством французских студентов в Вильнюсе. И вот, случилось. Семейный горнолыжный выезд во французские Альпы, небезызвестный курорт Шамони.

Ещё с борта самолёта удалось рассмотреть высшую точку Западной Европы, вот она, под правым крылом.

Да-да, это Монблан, с южной, итальянской стороны. Возвышается над альпийским ледово-каменным морем.

Потом мы приземлились в Лионе и за 2 часа приехали в Шамони, под самое подножье Белой Горы. И тут же взяли билеты на главную обзорную точку этой долины – на пик Эгюий-дю-Миди.

Подъём на канатной дороге к вершине впечатляет. Перепад высот – 2700 метров. Верхняя станция на высоте 3780 метров.

Сразу же появляется одышка от резкого падения концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе. Шамони с этой высоты смотрится как с самолёта.

Виды открываются невероятные.
Снежные склоны отражают чистое высокое небо и оттого становятся синими-пресиними, а в глубоких тенях ущелий – и вовсе фиолетовыми.

Скала Чёртов палец и две альпийские галки.

Мсье Монблан в стильной облачной шляпочке совсем рядом, до вершины чуть больше километра по вертикали.

К вершине летают вертолёты – это воздушные обзорные экскурсии.

Отсюда начинается самый длинный лыжный маршрут района – 22 километра вдоль ледника du Geant. Спуск начинается со снежного ребра, по которому нужно идти пешком, так как с обеих сторон от тропинки пропасть.

Все обуваются в кошки.

Связываются верёвкой.

Проходят ледяной туннель.

И отправляются вниз.

Долина Шамони содержит пять больших районов катания – Лезуш (Les Houches), Ле Тур (Le Tour), Флежер (La Flegere), Бревент (Le Brevent), Гран Монте (Les Grands Montets). Первые два попроще, без сложных чёрных трасс. Остальные посерьёзней. Между районами курсируют бесплатные автобусы, так что за день можно побывать на каждом.

Лезуш – самый низкорослый район, верхняя точка 2000 м. Запомнился туманным морем в соседней долине и красивым ракурсом Монблана в закатных лучах.

Ле Тур – просторное место с несложными трассами.

Из примечательностей – государственная граница прямо рядом с трассами, можно повернуть направо и съехать в Швейцарию.

Бревент – прекрасная обзорная точка, главный хребет от Зелёной до Монблана как на ладони. «Нет красивых пейзажей без гор на горизонте» - как где-то отметил романтик Франсуа Шатобриан.

Отличный вид на известнейшую и сложнейшую скалолазную вершину Пти Дрю (La Petit Drue), «маленькую птичку».

Есть возможность импровизации – можно съехать с трассы и спуститься, где поинтереснее. Вот кулуарчик, например.

Гран Монте – самая впечатляющая локация. Во первых, максимальный перепад высот трасс (3270 – 1250 м), во вторых огромное пространство для внетрассового катания с крайне разнообразным рельефом.

А ещё маршрут вдоль ледника Аржентьер, живописнейшие места. Можно снять лыжи и погулять по ледниковым моренам.

Все трассы имеют своё личное название – Le Bechat, Solonges, Variante, Bochard, Point de vue, Crozat, La Charlanon, Kandahar, Fontaines. Через каждые 100 метров стоит пронумерованный столбик. Я предпочитал красные и чёрные трассы.

Способов подъёма на старт множество. Есть большие и очень быстрые гондолы канатной дороги на 50 пассажиров.

Есть шестиместные кабинки.

Изредка можно воспользоваться бугельным подъёмником.

Но в основном многоместные креселки. И никаких очередей.

Общее впечатление от Альп – «Игрушечные горы». Здесь нет той глуши как на Алтае, отсутствует суровость Кавказа. Или осознание близости Милана и Лиона умаляет впечатление. Но дух Высоких гор, конечно, присутствует. Альпинисты здесь и зимой и летом. На дю Миди разговорился с Тимом из Гренобля, он в компании двух товарищей выехал на выходные размяться на альпинистском маршруте под Монбланом. В полной экипировке – верёвка, ледорубы, кошки, каски. Ночевали в специальных хижинах-приютах. А теперь на машину - и домой.

А ещё на склонах часто стартуют параглайдеры и парапланеристы. Первые просто съезжают на лыжах в обрыв:

А вторые стартуют с разбегу:

И конечно же фрирайдеры, всегда такие пёстрые и разноцветные.

Сворачивают с трасс и пускают лавинки из-под кантов, чертят свои адреналиновые линии на нетронутом снегу крутых склонов.

Откуда это в человеке - разогнаться посильнее, кожей лица почувствовать сопротивление воздуха, пропорциональное квадрату скорости, густой встречный поток, стремительно ускоряться - всё равно как - на спорт-каре, виндсерфе, параплане, сноуборде, с помощью кайта, коньков, гоночного мотоцикла или вот этих горных лыж?

Почему столько удовольствия в этом - в скорости и в контроле над ней? Может, нам не хватает нашей собственной скорости в 10 м/с на спринтерских дистанциях? Ещё один способ оторваться от собственных границ, выйти за предел биологически обусловленных рамок? Ещё одни двери изменённого восприятия мира. Восприятия на скорости.

Когда сенсорика глаз пристально вглядывается в ближайший участок трассы, а моторика тела знает, что ошибки быть не может и вираж надо заложить строго точно, и прыжок с очередного уступа нужно непременно завершить чётким приземлением.

Но было время не только на покатушки. Вокруг много интересностей.
Например, из центра посёлка стартует горный трамвай и затем карабкается на высоту два километра к любопытной достопримечательности - ледяному гроту, пещере в языке ледника Mer de Glace.

На двигатель подают 500 ампер тока, а машинист тем временем играет в телефонные игры.

Ледник отступает по несколько метров за год. Каждые несколько лет ставят таблички, отмечающие уровень ледника. С 1990-го года метров 60 ледника пропало.

Грот длиной полсотни метров, такие себе катакомбы дворца Снежной королевы. Иллюминация впаяна в лёд, спектр подсветки периодически меняется – то застывшая морская толща, то огненно-красный туннель.

В глубине виднеются пузырьки древнего воздуха, застрявшего в замёрзшей воде тысячи лет назад.

Настоящий цвет ледникового льда – смертельно нежно-голубой.

Шамони - родина альпинизма. Первое серьезное горовосхождение - на Монблан - прошло в августе 1786 года. Подумать только – до первопроходцев Паккара и Бальма никому не приходило в голову затеять восхождение на вершину. За смелую идею и дерзкую реализацию им и установлен памятник в центре посёлка. А ещё здесь же зародился горнолыжный спорт и проходила первая зимняя олимпиада.

Уютнейший альпийский городок и даже избыток туристов не портит впечатления.

На последок, в день отъезда, пошёл густой снег.

«Завтра было бы здорово кататься по свежему, по пухляку» – размышлял я – «но мне нужно в Париж»…

Posted by Eugene.B 01:59 Archived in France Comments (3)

Hitchhike post service. Joy delivery all Europe around.

People on the road: Linda & Dalia

Задумывались ли вы, сколько человек прямо сейчас, в данный момент находятся в пути? Сколько странников и бродяг перемещается по просторам земли без обратных билетов и определённого маршрута? Где-нибудь в Индии, в Канаде, в горах Аргентины, в пустыне Сахара, прямо на соседней улице? Размышляли ли вы о том, что их вывело на дорогу? Зачем они путешествуют, какова цель их вроде бы бесцельных скитаний?

Хватит моих личных отчётов, открою-ка я новую рубрику – Люди в пути.

Итак, Линда и Далья, латышка и литовка, две балтийские девчонки, мы познакомились в Вильнюсе год назад. Летом они закончили свои столичные университеты и в сентябре отправились в дорогу. Спустя два месяца и добрых 5000 километров пути они оказались в Одессе, у меня в гостях. И я смог обстоятельно их обо всём расспросить.

География и социология

- Ну давайте по порядку – как это вообще с вами случилось, что спровоцировало начало и что движет в процессе? Ваша, дурацки выражаясь, заглавная идея и мотивация.

Далья: В принципе, всю суть нашего странствия мы изложили в промо-видео, записанном моим другом-оператором, такая себе реклама нашего приключения и приглашение в нём поучаствовать.С конца сентября мы путешествуем автостопом по Европе. Главная путевая идея – открытки. Мы автостоп-почтальоны и каждый может передать через нас письмо, сувенир, сообщение, подарок своим друзьям. Мы сделаем всё возможное, чтобы посылки нашли своих адресатов. И во многом география открыток определяет линию нашего путешествия. Сейчас у нас 95 открыток, меньше пятидесяти их не становится.

Открытка-послание становится нашим компасом, указывающим следующий город и таким социализатором – мы всегда знакомимся с адресатами, часто именно у них и остаёмся на ночь, если наших старых друзей нет поблизости. Так друзья друзей становятся нашими друзьями.
Для нас это первый опыт такого рода – поездка без финальной даты, без временных ограничений. Хотя до этого мы уже катались автостопом, Линда объездила Балканы прошлым летом, я каталась по Европе до северной Италии. Так что навыки автостопа-хитчхайкинга у нас есть.

Линда: Для меня главная мотивация изначально - навестить друзей. Однажды я просматривала список моих «друзей» в фейсбуке и с удивлением обнаружила там незнакомые мне лица, которые оказались в этом списке формально. Мы где-то увиделись, обменялись контактами. Всё. Друзья одной встречи это не друзья, я их удалила. Но в этом же фейсбук-списке я увидела людей, с которыми связаны весёлые истории и приятные воспоминания, мы проводили действительно чудесное время вместе. И я тут поняла, что обязана их навестить, встретиться и просто увидеться, иначе рано или поздно, но мне придётся их формально удалить из ФБ, а фактически вычеркнуть из своих воспоминаний, планов. Я не хотела этого и потому пребываю в этом путешествии. Когда сделать это, как не сейчас? Ну и мир посмотреть конечно, тоже ведь неплохая цель.
А вообще, я думаю, что глобальный смысл этого приключения мы узнаем в самом конце, когда вернёмся домой. Даже не поймём, а ощутим, что же это с нами такое приключилось.

- Конкретного маршрута у вас, как я вижу, нет. Или есть какие-то обязательные пункты?

Далья: Изначальный план – Литва-Балканы-Западная Европа до Португалии. То есть обязательными в программе были балканские страны и атлантическое побережье, океан. Потом появилась Италия, Греция после Балкан, вот и Украина, совершенно внезапно)). Дальше Будапешт, Австрия, Южная Германия, средиземноморские берега Франции и Испании. Посмотрим.

Граничные условия

- Ну, по-моему, это уже не просто путешествие, это тянет на международный социокультурный проект! Но такая широкоформатная и долгосрочная затея наверняка содержит в себе массу попутных условий, препятствий и задач, которые необходимо решать, «разруливать», побеждать. Временные рамки, финансовые расходы, дорожные неприятности. Рассказывайте.

Далья: Во времени мы на данный момент вообще не ограничены. В начале пути я рассчитывала попасть домой на рождество, то есть уложиться за три месяца. Но в процессе все мысли о возвращении выветрились и теперь мы наверняка встретим новый год в дороге. Класс!
Погода. Нам необычайно повезло с этой тёплой осенью. Нас намочил всего один большой дождь за 2 месяца. Южные края благоприятствовали. Скандинавию мы, кстати, предусмотрительно вычеркнули из маршрута. Не обижайтесь, но у вас там дорого и холодно)). Климатический диапазон получается крайне широкий – погода в северной Польше и на Сицилии разная. Вот еще и зима начинается, будем выбрасывать шорты и покупать варежки. Обещают похолодание, но это не повод возвращаться домой.

Линда: Правила диктует денежный лимит, от этого никуда не денешься. Мы выезжали с четырьмя сотнями евро на двоих - такой запас на чёрный день.
Трат на жильё нет – всего один раз пришлось в хостеле остаться в Неаполе. Один раз воспользовались коучсерфинг-сервисом, в Сараево. В остальном – только дружеское гостеприимство. На транспорт тоже денег не расходуем понятное дело, дальнобойные грузовики бесплатны и довольно быстры. А еще водители обычно очень милы к нам, интересуются нашими приключениями.

Далья: В Италии вот дальнобойщики, не знавшие ни одного слова по-английски, купили нам билет на паром с калабрийского на сицилийский берег и договорились с полицейскими, чтоб они нашли нам попутную машину до центра города. Широкая итальянская душа!

Линда: Единственное, что бывает затруднительно и требует расходов, так это дорога с окружных трасс в городской центр и наоборот, из города на хитч-спот - место на автобане, где можно стопить машины. Но мы всегда заранее консультируемся на сайте hitchwiki.org насчёт этого момента.
Главная статья расходов – питание и досуг. Ну как это – побывать в Румынии и не попробовать мамалыгу. Раскошелились на ресторанчик, шиканули. В основном, конечно, стараемся экономить. Выручают опять таки добрые люди – обедами угощают водители, заботливые родители наших друзей устраивают семейные ужины по случаю нашего визита.

Далья: Но и это ограничение мы стараемся по возможности снять. Метод элементарный – поиск подработок по пути. Вот в Швейцарии, куда мы планируем прибыть через неделю, мы собираемся поработать няньками-бебиситерами. А например, в Греции подвозивший нас водитель оказался владельцем оливковой рощи, где как раз начинался сезон сбора урожая. Мы просто попросились на работу и он не отказал. Так мы пополнили свои финансовые запасы, несколько дней собирая оливки в маленьком посёлочке Нафпактос.

- А что можете назвать в качестве негативных дорожных ощущений? Или всё время весело и радостно?

Линда: Почти всё время)). Эмоциональная усталость – иногда внутренний накопитель впечатлений просто переполняется, но это проходит)). И большие перегоны, когда несколько дней подряд по 500-600 км, утомляют. Поэтому на пути устраиваем себе отдых, 2-3 дня в одном городе – Витербо в Италии, Темерин в Сербии, Волос и Афины в Греции, вот теперь Одесса. Следующий привал планируется в Швейцарии.
Главное условие для поддержания нужного настроения – не переставать чувствовать благодарность по отношению к приютившим нас людям, к тем, кто проявляет к нам доброту и внимание. Не принимать нашу дорожную реальность как само собой разумеющееся, ведь это путешествие создаётся лишь отчасти нами и во многом – теми, кто нам помогает. И ещё важно всегда интересоваться новым.

- Родительская реакция на ваше решение отправиться в такое путешествие? Не каждая мама отпустит своего ребёнка гулять на все четыре стороны.

Далья: На самом деле это не было спонтанным действием. Весь прошедший год я размышляла над идеей большого странствия. И тут удобнейшее время – окончание университета. Мамина реакция была понимающей. Мой главный довод – «разве ты бы в моём возрасте не воспользовалась шансом, когда всё складывается и ничего не мешает отправиться в путь?» Мамин положительный ответ дал зелёный свет для начала затеи.

Линда: У меня мама весьма хипповских взглядов, так что никаких дискуссий не возникло - «делай то, что считаешь нужным» - мамино напутствие на дорожку. А перед этим мы вместе паковали мой рюкзак!

Материалы и методы

- Зачастую людей не пускает в приключения отсутствие компаньонов-попутчиков.

Линда: Думаю, каждый из нас готов был отправиться в путь и без компании, в одиночку.

Далья: Верно, но нам повезло пересечься. Мы познакомились в Вильнюсе, Линда приехала из Лиепайи на полгода по программе студенческого обмена Эразмус. То есть, знакомы мы год с небольшим. И тем самым показываем, что затеять авантюру можно и без старинных проверенных друзей, нужно просто поймать общую резонансную частоту – и вперёд. Мы вместе шли к этому, параллельными путями, и тут наши рельсы пересеклись, в конце мая идея была сформирована. Лето оказалось весьма напряжённым, всякие варианты крутились в голове – работа, аспирантура, путешествие. И к осени путешествие победило. Мы вышли на дорогу в Вильнюсе 26 сентября и до сих пор продолжаем трип.

- У вас, мне кажется, слишком большие рюкзаки для автостопа. Что у вас там?

Далья: На румынском пограничном КПП провели взвешивание наших рюкзаков – 18 и 19 кг! О ужас! Что у нас там? Самый минимум. Палатка лишняя оказалась, всего один раз в тент заворачивались, чтоб не намокнуть. Атлас дорог Европы. Газовая горелка. Спальники, вещи.

Линда: А как же книжки?! Дорожная библиотечка. Вот, что на данный момент у меня - «Скотный двор» Оруэлла, первый том Кастанеды, «По ком звонит колокол» Хемингуэя, сборник рассказов сербских авторов, «Остров» Олдоса Хаксли.
Люблю рыться в книжных полках друзей, у которых мы гостим. И не могу не зайти, если на пути англоязычный книжный магазин попадается. Прочитываю и меняюсь с друзьями. Блокноты, тетради для путевых записей. Я одну уже исписала. Правда, отстаю от реальности – лирический герой моих заметок пока всё ещё где-то на Балканах. Факты и идеи, я думаю перечитать это спустя какое-то время. Попытаться, так сказать, пережить всё ещё раз в текстовом формате. Ну и письма наши. Надо, кстати, нарядить рюкзаки по-новогоднему.

Далья: Гирлянды повесить, чтоб нас водители лучше замечали, аха-ха! А я вот вообще записываю всё, что планирую сделать-посмотреть-изучить по окончанию поездки – фильмы, блоги, идеи, находки на пути. Такой список для выполнения, “to do list”. Буду образовываться, чтоб не впасть в депрессию по окончанию нашего трипа. Кроме дорожных дневников мы ещё ведём списки подобравших нас машин, приютивших друзей, полученных и доставленных писем.

- Но кроме лирической составляющей у вашего приключения есть и сугубо прагматическая сторона – карта, координация передвижения, план действий в экстренном случае…

Линда: Да-да, это как раз минус в нашей затее – постоянные размышления – что дальше, планирование, связь со следующим пунктом назначения, прогнозы погоды. Это не даёт полностью уйти в ощущения, в наслаждение от данного момента, от нового места. Вот и сейчас надо думать, как добраться до Швейцарии через Будапешт и Грац. А хочется просто гулять по Одессе, потрогать море, рассматривать прохожих и пытаться прочитать надписи кириллицей.

Далья: Но вместе с тем это и крайне увлекательно – проводить линию будущего пути по автострадам, размышлять, как совместить, как встретиться со всеми. Онлайн-помощники в этом - Hitch Wiki, Facebook, Google Maps.

Встречи на дорогах – места и персонажи

- Смотрю на линию вашего маршрута – по дороге вы не пропустили ни одной столицы!

Линда: Да, так и есть. В основном мы останавливаемся в больших городах, хотя и никогда не упускаем возможности посетить провинцию, чтоб взглянуть на жизнь в маленьких посёлках и деревушках. Так сказать, получить наиболее полную картину о стране.
Любопытно отмечать самое первое впечатление от нового места. Словенская Виленья – цветной город, раскрашенный осенью. Сербский Ниш – город выпечки (мы слишком проголодались тогда, чтоб отметить что-то еще, кроме манящего запаха свежего хлеба и булочек).

Далья: А ещё нам везёт на вечеринки – Пиза, Прага, Веленье в Словении, сербский Нови Сад, Скопье, клуб «А» в Бухаресте. А еще друзья устраивают концерты-квартирники для нас, с удовольствием слушали македонские народные песни, итальянскую группу Dirty duck из Катаньи.

- Догадываюсь, что в вашем пути каждый день необычайно насыщен – регулярная смена места, города, страны, новые люди, новые встречи. Но наверняка, можете назвать какие-то экстра-супер-запомнившиеся точки на вашем маршруте.

Линда: Яркие места – попытка восхождения на вершину сицилийского вулкана Этна – эти марсианские лавовые пейзажи, змеи под ногами. Домик-замок в тосканском Витербо, куда нас пригласила пожить «зелёная коммуна» - люди, отказавшиеся от суетной столичной жизни и переехавшие в деревушку. Боснийские горы в осенних оттенках (я решила, что обязательно вернусь в эту страну и поживу там немного). Плавучий город на Веленском озере, эко-проект, домики-полусферы на воде, с плавучим садом-огородом – я даже хочу написать об этом месте небольшой репортажик.

-Не брезгуете достопримечательностями?

Линда: Ни в коем случае! Это на самом деле крайне увлекательно - те места, о которых все знают, или о которых ты что-то читал, смотрел. И вдруг, ты оказываешься там, скажем, перед Пизанской башней – невероятно! Она существует! И я возле неё! Или вот мост на Дрине в боснийском городе Вишеград – главный герой романа Иво Андрича, я читала об этом месте, впечатлялась этой историей и вот я оказалась там – невероятно.

-Вот говорят, что в пути, как и в жизни, бОльшую ценность имеют новые встречи, новые знакомства, чем новые места. Что можете сказать об этом на вашем опыте?

Далья: Мне кажется неверным разделять или сравнивать эти впечатления – от встреч и от локаций.
Однажды нам пришлось ночевать на жд станции какого-то итальянского посёлка, и там нас развлекал и оберегал от местной мафии бродяга Микель.
Румынский водитель увлекательно рассказывал о греческом острове, где в качестве эксперимента отменены денежные отношения, вся небольшая островная экономика построена на обмене товарами и услугами и произвольно выбираемой выдачей «кредитов» - условных договорных бумажек. Похоже на современный греческий миф.
А в Афинах мы повстречали двух самых настоящих греческих философов (ну просто Аристотель и Платон!), они устроили нам экскурсию, мы приятно с ними пообщались и получили домашние задания по прочтению книг и по ознакомлению с фотоискусством.
И как сравнивать эти встречи с посещением римского Колизея, пражских Градчан, университетской библиотеки в Варшаве? Просто разные категории.

- Подвезти, приютить на ночь, получить открытку издалека, просто поделиться шоколадкой. Ведь своим появлением в жизни окружающих вас людей вы как бы даёте им возможность сделать доброе дело, так? Наверняка, это как-то отображается в ваших чувствах, в ощущениях происходящего?

Линда: Конечно! Дарить радость – это меняет состав крови, это даёт чувство жизни. Чувствуешь себя Санта Клаусом, когда видишь улыбки тех, кому мы привезли подарки и письма. И весь этот энергетический позитив, что мы несём в своих рюкзаках, в своих мечтах и мыслях, создаёт крепкую защиту от всяких невзгод, поэтому мы совсем не беспокоимся по поводу каких-то возможных неприятностей.

«Не хватает смелости, вряд ли я бы так смог» – вот самая частая отмазка, которую мы слышим от людей, познакомившихся с нашей историей. Не всегда находишь, что возразить. А вот когда говорят, что просто нет возможности сделать что-нибудь подобное, то я всегда встреваю в спор и настаиваю, что всегда есть шанс устроить чудеса и приключения в своей жизни, надо брать и делать, брать и отправляться в дорогу, в мечту.

Будущее

- Внутренний мир каждого человека состоит из воспоминаний о прошлом и мечтаний о будущем. Я более чем уверен, у вас накопятся крайне яркие впечатления о пройденном пути, и вряд ли вы будете жалеть о том, что решились на это приключение. Ну а как насчёт будущего? Есть ли у вас видение дальнейшей жизни?

Линда: Конкретных планов к исполнению нет. Кое-какие наработки, идеи. Вот я думаю о волонтёрском проекте в Боснии, оформляю заявку для участия.

Далья: А я, наверно, продолжу обучение, пойду в магистратуру. Ничего не могу сказать наверняка. Кроме того факта, что наше почтовое автостоп-приключение конечно даст нам достаточно вдохновения и идей для будущего, оно точно будет влиять на дальнейший ход наших биографий.

Линда: Да, наш трип – отличный период чтобы поразмышлять. О том, чего мы хотим, к чему стремимся. Мы закончили учёбу и взяли что-то вроде отпуска от заранее продуманного плана и хода событий – Школа-Университет-Работа. Это не побег, нет. Я вот училась и работала одновременно, и ничего удручающего не видела в плотном распорядке дня. Но сейчас просто по-другому. Мы на дороге, как Джек Керуак и Супербродяга МакКэндлес)).

Я не мог не воспользоваться автостоп-почтовым сервисом и написал открытки друзьям в Будапешт, Эйндховен и Вильнюс. Автостоп-почтальоны пообещали доставить. Мы походили по первому зимнему дню, по субботним улицам Одессы. Побродили по Привозу, поискали музыку (девочки в восторге от наших групп Пятница и Даха-Браха), продегустировали украинскую кухню – борщ, котлеты по-киевски, вареники с вишнями. Посмотрели на спокойное море.

Я решил не просить их остаться в Одессе подольше. Линда сказала, что так бывает редко – «обычно все уговаривают нас погостить ещё и мало кто понимает, как тяжело нам говорить – нет, спасибо, но мы должны ехать дальше». Следующая остановка у наших путешественниц Будапешт и я купил им билеты на ужгородский поезд до венгерской границы – самая малость, что я мог сделать для продолжения их странного и удивительного пути.

Это как бы исполнение моей мечты о друзьях, которые дают вдохновение своими странными действиями, безумными идеями, далёкими мечтами и планами, своей витиеватой линией жизни. Мне посчастливилось как бы оказаться персонажем одного роуд-муви, одной удивительной истории, которую пишут две девочки
Линда из Латвии
Далья из Литвы

* * *
Задумывались ли вы о том, сколько человек прямо сейчас, в данный момент находятся в пути? Подумайте о них и пожелайте удачи им, путешественникам без обратных билетов.

\\на момент публикации автостоп-почтальоны направлялись к французскому Провансу, миновав Венгрию, Австрию, Германию и Швейцарию\\

Posted by Eugene.B 00:57 Comments (0)

(Entries 16 - 20 of 53) « Page 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 .. »