Exciting Germany. Part 2.
Berlin, Bremen 17-20.02.2012
29.02.2012
Берлин
В Германии работает такой замечательный онлайн-сервис – на специальном сайте www.mitfahrgelegenheit.de водители оставляют объявления о планируемой поездке и таким образом находят себе пассажиров на свободные места. Попутчики созваниваются, договариваются о месте встречи, и оплачивают водителю часть расходов на бензин. Конечно же я не преминул возможностью прокатиться по немецким автобанам с немецким водилой. К тому же дёшево – 14 евро, вместо 27 евро за билет на рейсовый автобус.
Ехали с ветерком, 190 км\час, обсуждали сегодняшнюю отставку бундес-президента Вульфа. Он взял кредит на 500 000 евро на покупку дома под 4 процента годовых вместо 5 положенных, за что снискал недоверие и хулу со стороны оппозиции и народа. Бедный-неимущий немецкий президент, не хватило каких-то полмиллиона.
Автобан шуршит под колёсами. Может, вчера ночью я слишком засиделся в гостях, а может это всё сонные предвесенние виды и медленно вращающиеся ветрогенераторы создают такой убаюкивающий ландшафт.
Шумахер выгрузил нас у вокзала Хауптбанхоф, и поехал дальше по своим делам. Вокруг был Берлин, под низкими облаками, ветреный и неизведанный.
На главном вокзале поезда ходят в перпендикулярных направлениях по разным эшелонам – под землёй и наверху, на эстакаде. На картинке внизу и вверху красные вагоны. Впечатляет.
Я по-быстрому заселился в хостел и пошёл. Куда? Конечно же к Рейхстагу.
Он виден издалека. Чем ближе, тем чётче проявлялось странное чувство. Пробежала дрожь – я приблизился к фасаду на расстояние выстрела. Эти колоны, этот купол. Военные хроники, чёрные стены, бойницы окон, красный флаг, Егоров и Кантария, выцарапанное «Дошли! 1945». Я обошёл вокруг – следы пуль и осколков на стенах.
Тот самый символ конца войны. Очень зацепило, к виду Рейхстага нужно было привыкнуть.
Сидя на берегах Шпрее, на берегах памяти.
Присмотревшись, обнаружил на улицах множество стен со вставками-заплатами, со щербатыми выбоинами и кратерами от снарядов, старых стен, со шрамами уличных боёв апреля 1945-го. Что стоило бы заштукатурить, покрасить. Нет, всё оставлено, в назидание, в память.
Такие следы былых бед посреди мирной столичной жизни.
Дата моего приезда оказалась весьма удачной – этим вечером проходила церемония награждения победителей престижнейшего кинофестиваля Берлинале.
Красная дорожка, кортежи, фотокамеры – где-то так я себе всё это и представлял. Ажиотаж вызвал главный кино-вампир, я тоже пробрался сквозь визг поклонниц рассмотреть его поближе. Было неловко – я даже не знал, как его звать. Позже выяснил - некто Роберт Паттинсон из "Сумерек".
А вечером я пошёл смотреть фестивальное кино, сначала конкурсные короткометражки из Японии, Германии, Австралии, Бразилии и Шри-Ланки (после каждого фильма на сцену выходил режиссёр и его расспрашивали о том, о сём), потом на ночной сеанс – презентация нового фильма уважаемого мною Тони Гатлифа «Indignados», о тяготах жизни эмигрантов в Европе. Приятно, что в Германии (в отличие от той же Италии) студентам везде полагаются скидки, и в кино и в музеи, так что показав свой ISEC-студенческий, я получил билет за полцены, за 4 евро – вот так Берлинале.
Ночной берлин прекрасен.
Характерное для западной Европы вечернее затишье. Безлюдный центральный проспект Die Straße Unter den Linden – «Улица под липами», я читал о нём на уроках немецкого 10 лет назад!
Я решил измерить город пешком – чтоб пересечь центральный район потребовалось полтора часа. Просто шагал по пустым улицам, Шпрее тихо-тихо плескалась в строгом бетонном русле, вокруг отходили ко сну 4 миллиона берлинцев.
На следующий день я встретился с товарищами – одесситом Жекой и румынкой Элизой, бывшей соседкой по общежитию. В компании бродить по мегаполису веселее. Элиза живёт и учится в Берлине, так что она стала нашим экскурсоводом.
Первым делом решили пройтись вдоль Стены.
Её фрагменты выставлены на Потсдам платц – там сделали аттракцион, всем желающим «советский пограничник» ставит штамп ГДР в паспорт.
Настоящие масштабы национальной трагедии, вернее национальной радости после окончания той эпохи опасных границ, колючих стен и разделов, можно оценить в районе Варшауштрассе, где километровый участок стены превращен в исторический музей и арт-галерею под открытым небом. Недавно всю настенную живопись отреставрировали, теперь экспозиция как новенькая, как в 1990.
Много психоделических сюжетов.
Лозунги, карикатуры.
Вот и всем известное «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви»
Мне больше всего понравилось вот это полотно, видно, что художник старался и может быть, употреблял вещества.
Чтобы сфоткать стену без толпы туристов и припаркованных машин пришлось ждать вечера.
Затем был Kunst-haus Tacheles (Тахелес).
В начале 90-ых разного рода неформалы, художники, пацифисты, в общем авангард, оккупировали заброшенное здание прямо в центре Берлина. И сделали из него образцовый дом современной культуры, вернее субкультуры. Пять этажей выставок, арт-галерей, художественных мастерских и магазинов, изрисованных стен, добротной музыки и разноцветных весёлых людей. Главная тематика та же, что и на студенческих демонстрациях в Болонье – борьба со всепоглощающей и развращающей властью капитала, с банкирским засильем и беспределом.
Здесь эта проблема особенно заострилась недавно – невесть откуда взявшиеся «законные хозяева» этого здания сообщили о планах реконструкции дома, а значит, выселения всех этих нелегальных жильцов и работников. «Всем неформальным Берлином пытаемся отстоять этот оплот культурной жизни столицы» - рассказывает рыжий шотланец Роу. Он держит здесь лавку с сумасшедшими коллажами своего голландского друга-художника Тима Ройлоффса (www.roeloffs1.de).
Мы уселись на табуретки у окна и болтали о берлинских впечатлениях, о провале коммунистических идей на восточном фронте, о большом различии и ещё большем сходстве наших двух Европ, East & West. Чем я расположил Роу к беседе, не знаю.
Второй вечер – дегустация хвалёного немецкого пива в районе Фридрихсхайн. Гёте и Гитлер в бар так и не заползли.
Два дня конечно не хватает на исследование такого огромного и насыщенного города. Появляется естественное желание вернуться и побыть здесь дольше. Но Элиза уже позвонила по объявлению, машина на Бремен будет ждать утром у заправки на станции Messe Nord.
Бремен, город на Везере.
Река Везер крупнее Шпреи, однако уступает в ширине реке Эльбе.
Город по населению и размерам как Вильнюс, но в сравнении с миллионными Берлином и Гамбургом конечно смотрится провинциально. Здесь другая атмосфера.
Центральная рыночная площадь у лютеранского собора св. Петра роскошна. Много домов-пряников, рыцарей-всадников и медных шпилей.
Ну и конечно повсюду персонажи сказки братьев Гримм - Бременские музыканты. И бронзовые и каменные и живые.
Уютные районы Шноор и Вертель, ходишь узкими переулками и рассматриваешь эти пёстрые домики, прижатые друг к другу, с пилой покатых крыш.
Тёмные части фасадов этих домов являются деревянными балками, белые пространства – покрашенная кирпичная кладка.
Любопытно поизучать товары в торговых лавочках купцов-ганзейцев, тут точно так же торговали 200 лет, 300 лет назад. Разве что не моделями самолётов.
Пошататься вокруг да около, выйти на берег реки, затеряться в переулках – кайф.
Позже был музей с экспозицией полотен Мунка, орган на вечерней мессе, ночь в аэропорту, рассвет на высоте 10 километров над восточными окраинами федеральной земли Бранбенбург…
Ещё одно путешествие в формате «Страна за неделю» подошло к завершению. Северная Германия уходит на запад, я лечу обратно на восток, до следующей поездки.
Posted by Eugene.B 05:09 Archived in Germany Comments (0)